ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ПРАВИЛЬНАЯ КЛАДКА КИРПИЧЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
"Человек не должен ошибаться в выборе двух вещей для своей жизни: одна-выбор партнера, другая-выбор профессии»
М. Макатаев
Выбор профессии-одно из самых важных решений в жизни человека в подростковом возрасте. В этой многопрофильной жизни много профессий. Конечно, сделать выбор не так просто.
Главное-человек должен быть трудоспособным, внимательным, и его профессия должна вносить важный, ценный вклад в среду, в которой он вырос. Когда человек находит радость в труде, в него вкладываются новые силы и растет вдохновение к труду. Огромное желание, вдохновенное дело-это путь к успеху.
.


Как говорит наш Абай: "делай то, для чего ты предназначен", всегда лучше найти свое место в жизни. Не ошибаюсь, если скажу, что к наиболее распространенным профессиям в мире, не устранившим своих запросов, интересов, относятся медицинские специальности?!
В настоящее время выпускники колледжа в разных уголках Казахстана доказывают, что КГКП «Медицинский колледж города Балхаш» занимает лидирующие позиции в подготовке качественных, конкурентоспособных на рынке медицинских услуг. По опыту профориентации в колледже, я уделяю особое внимание процессу социализации абитуриентов с 9 класса.
Социализация-процесс овладения индивидом образцами поведения, психологическими установками, социальными нормами и ценностями, знаниями и умениями, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Целенаправленная профессиональная социализация начинается в профессиональных учебных заведениях (вузах, колледжах и т.д.) и продолжается на рабочем месте. Однако основа профессиональной социализации заложена достаточно рано, ее можно считать первой трудовой социализацией, основы которой заложены в школе. В связи с этим в школе необходимо формирование у учащихся ценности правильного выбора профессии, мотивации их к обучению. Считаю, что эту тенденцию лучше начинать в подростковом возрасте 12-13 лет. Более того, в условиях жесткой социально-экономической конкуренции, обострения безработицы, снижения доходов населения, глобализации рынка все более актуальным становится правильный выбор «тренда» своего развития.
В процессе социализации происходит усвоение человеком социального опыта, в ходе которого формируется личность. Социальное качество каждого человека не передается по наследству, оно формируется вследствие взаимосвязи индивидуума с внешней средой, установления отношений. Социализация подростка накапливается под влиянием семьи, окружающей среды, сверстников, школы и средств массовой информации.
Важность профориентации учащихся заключается в том, чтобы не ошибиться в выборе своего будущего. Выбор профессии во многом определяется факторами, выходящими за рамки склонностей человека: репутацией учебного заведения, наличием знакомых в том же учебном заведении, возможностями родителей в той или иной сфере экономики, уклонением от армии и др.
Около 40% людей меняют профессию в течение двух лет после окончания учебного заведения, а 80% не работают по специальности, указанной в дипломе.
Профориентация включает в себя два метода:
 информационных
 диагностическая
Первый из этих методов включает в себя образовательную работу. Школьникам необходимо рассказать, какие профессии есть в учебном заведении, какую работу они предлагают. Необходимо раскрыть тенденцию к тому, какие профессии потеряют свою значимость в будущем, какие специальности появятся и будут пользоваться значительным спросом.
Во втором методе необходимо выбрать и провести ряд тестов, которые помогут подростку сделать этот непростой выбор.
Потому что мы считаем, что наша главная задача-дать духовно-материальный путь развития нашей молодежи, которая готова получить питание, которое будет укрепляться и инвестировать в будущее!
Профориентация (профориентация) – процесс, способствующий своевременному формированию готовности личности к осознанному выбору профессии.
Максимальное совпадение субъективных желаний человека с потребностями общества-задача всей системы профориентации.
Таким образом, система профессиональной ориентации, проводимая в школе, должна формировать у подростка способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям его личности и потребностям рынка труда.
Особое значение в данном случае имеет вопрос о принятии во внимание реальных представлений студентов старших курсов о профессиональной деятельности, об оптимальном развитии профессионально значимых качеств, собственных возможностях и склонностях.
Профориентация в учебно-воспитательном процессе должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов школьников, чтобы они могли в полной мере проявить себя в профессиональной деятельности и реализовать свое призвание. Но в этом случае необходимо учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности.
Важным понятием в изучении профессиональной ориентации является темперамент. Темперамент-это совокупность особенностей нервной системы как личности, имеющих физиологический основной тип и характеризующих динамику психической деятельности человека.
От его темперамента зависит успешное освоение абитуриентом выбранной специальности и умение вывести ее из других специальностей на высший уровень в виде деятельности с наивысшей успешностью. Эту ситуацию необходимо обязательно учитывать при профориентации.
Профориентационная работа КГКП "медицинский колледж города Балхаш" направлена на организацию постоянных связей между школами, учреждениями образования, лечебно-профилактическими учреждениями и аптеками города и области, развитие интереса абитуриентов к освоению медицинских специальностей и профессий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это должно способствовать формированию в будущем соответствующих профессиональных компетенций выпускников, повышению качества их подготовки.
Как известно, медицина на протяжении долгих веков считалась в основном "искусством" и была лишь областью, опирающейся на практический опыт и интуицию народных целителей. Позже он постепенно превратился в сложную науку, используя достижения биологии, генетики, химии, физики и многих других точных наук.
Овладение медицинской специальностью-требует общей и глубокой специальной подготовки. Кроме того, от врачей требуются особые личные качества, без которых очень сложно будет заниматься врачебной практикой. Здесь тоже роль темперамента понятна.
Профориентационная работа осуществляется на основе разработанной программы развития рынка образовательных услуг.
Цели и задачи профориентации в медицинском колледже:
- формирование и профессиональная подготовка обучающихся.
- создание условий для более полного раскрытия возможностей клинического мышления среди молодежи с привлечением педагогического состава и студентов колледжа по профориентации.
- Изучение и прогнозирование формирования будущих студентов колледжа;
- Пропаганда уровня образовательной деятельности колледжа;
- Создание системы профориентационной работы колледжа;
- Формирование и укрепление постоянной связи со школьниками;
- Отбор и подготовка в колледж наиболее талантливых выпускников из числа школьников (проведение Олимпиад).


Руководство профориентационной работой в колледже осуществляет Комиссия по профориентационной работе, состав которой утверждается приказом директора колледжа.
Педагогические работники колледжа в соответствии с планом профориентационной работы:
* организует и проводит беседы и встречи с обучающимися образовательных организаций;
* распространяет информационные материалы о колледже: справки, буклеты и др.;
* участвует в организации и проведении предметных региональных, городских олимпиад;
* организует внутриколледжные дни открытых дверей, участвует в организации ярмарок профессий;
* проводит недели профессий;
* внедряет эффективные методы и средства профессиональной ориентации;
* проводит дебатные турниры;
* участвует в родительских собраниях, проводимых в школах с целью информирования о выборе профессии.
В свою очередь, следует отметить, что для организации данных мероприятий колледж тесно взаимодействует с общеобразовательными школами нашего города и населенных пунктов, расположенных за пределами города.
Ежегодно проводятся профессиональные пробы учащихся школ по специальностям» Сестринское дело«,» Лечебное дело«,» Лабораторная диагностика«,» стоматология «и» фармация". Традиционно проводятся презентационные недели, организованные преподавателями общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Здесь школьники смогли получить необходимую им полную информацию о различных профессиях на презентации студентов колледжа.
С учетом особенностей социализации каждой школы организуются различные интеллектуальные игры, презентации, творческие вечера, дебатные турниры, конкурсы и мероприятия.
С целью определения лучшего выпускника нашего колледжа путем тестирования профессионального мастерства студентов, приглашаются в качестве гостей на масштабный конкурс «Лучший выпускник колледжа - 2022».
В марте текущего года для школьников был проведен городской конкурс будущих предпринимателей «Pharmaceutical Business Project» в рамках популяризации специальности "Фармация", празднования 70 - летия КГКП "Медицинский колледж города Балхаш", реализации государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2025» и презентационной недели специальных дисциплин колледжа. В конкурсе учащиеся школ и студенты колледжей соревновались между собой по защите лучших фармацевтических бизнес-проектов и определились лучшие
Кроме того, в целях профориентации «школьные дни» наш клуб «MasterStar» проводит мастер-классы в общеобразовательных учреждениях нашего города.
Специально сохранившаяся в памяти учащихся спортивно-интеллектуальная игра «игра кальмаров в медицине", организованная в соответствии с сюжетом всемирно известного фильма, включала в себя интересные задания, связанные с профессией медицины и вызывала интерес у учащихся.
В «Ярмарке профессий» активное участие принимают преподаватели и выпускники нашего колледжа, демонстрирующие свое мастерство в оказании экстренной первой помощи при сердечной недостаточности.
На этой волне в нашем колледже проводится профориентационная работа, популяризирующая важность и преимущества медицинских специальностей, помогающая выпускникам правильно выбрать не только место, где они будут учиться, но и среду обитания.
Сколько в мире людей, которые не хотят быть профессионалами, не мало людей, которые любят свою работу всей душой.
Человек приходит к своей будущей профессии разными путями и способами. Для кого – то – воплощение задуманной им мечты, Продолжение семейных традиций, для кого-то-стремление к новизне, самостоятельности, для кого-то-получение какой-то профессии и т.д.
Главная позиция в профориентации-способствовать тому, чтобы абитуриенты с сердцем выбирали вуз, в котором они учатся, вид профессии, в которой они работают, не теряясь в выборе профессии, направляли кирпичи своей жизни на правильные желания!